четверг, 2 февраля 2012 г.

Еврей в России

Стр. 21
/.../ Упованием евреев действительно опять остается один Егова,- один Он, обещавший через Иеремию "не отвергнуть рода Израилева от всех".
* * *

ЕВРЕЙ В РОССИИ
Эта работа одного из крупнейших русских классиков практически неизвестна современному читателю. Она была написана по заказу царского правительства для особой комиссии, созданной после волны погромов 1881-1882 гг. Напечатана в количестве 50 экземпляров только для комиссии, не для продажи. Затем издана лишь однажды, в 1919 г мизерным тиражом. Позже не удавалось ее включить, ни в одно издание сочинений Лескова. Между тем мнение классика, его анализ сложной проблемы особенно актуальны сегодня, в дни обострения межнациональных отношении.
x x x
-
По брошюре Гессена, 1918 -

Николай Лесков. Еврей в России

Аз не отвергу рода Израилева от всех, глаголет Господь. Иеремия 31, 35.

      Люди высокого ума находили, что вопрос о еврее стоит в прямом соотношении с идеею о библейском Боге. Евреи, "племя Авраамово", - "избранный народ Божий", любимый сын Еговы, получивший самые счастливые обетования и имеющий самую удивительную историю. Это, впрочем, не только говорили люди, но, употребляя славянское выражение, "так глаголет Господь".
  * * *

      Из духовных книг евреев, которые чтит и христианство, мы знаем, что по библейскому представлению судьбою евреев занимался сам Егова. Евреи Его огорчали, изменяли Ему, "прелагалися богам чуждым - Астарте и Молоху", и Егова наказывал за это то домашними несчастьями, то пленом и рассеянием, но, однако, Он никогда не отнял от них надежды Отчего прощения.
   * * *

      В религиозном отношении все внимание евреев устремлено на то, чтобы уберечь своих в культе Еговы, но не вести опасной и безвыгодной для их племени ветхозаветной пропаганды между людьми иноплеменными. Опасаться евреев как разрушителей христианской веры есть самая очевидная и самая несомненная неосновательность. И правительство русское, по-видимому, свободно уже от этого страха. По крайней мере, следы законоположений, предусматривавших этого рода опасность, видим только по отношению к слугам из христиан, которых запрещается иметь евреям.
   * * *
      Упованием евреев действительно опять остается один Егова, - один Он, обещавший через Иеремию "не отвергнуть рода Израилева от всех".
    * * *

      Первая заповедь, или, как евреи говорят, "приказание Божие", не велит еврею иметь иного Бога, кроме Еговы, и еврей этого держится. 
   * * *


      Чему следует приписать такую приверженность еврейской вере со стороны евреев, для которых религиозный культ Еговы утратил свое божественное значение?
   * * *


Источник


Комментариев нет:

Отправить комментарий